Беседы о русском народе.
Кто он? Откуда взялся? Что здесь делает?
(продолжение)

Арифджанов: Ты унижаешь русских. Мостовщиков: Почему? Мне нравится русский народ. Я понять хочу. Вот, смотри, чукча. Он живет на севере. И вот если он едет по путевке в Италию, то ему там жарко. На оленях неудобно ездить в Италию. Ему не подходят климатические условия. Или негр из Африки. Он же не едет в Мурманск. Ему в Мурманске холодно. А русский человек куда хочешь может поехать. Ему все равно.
Арифджанов: На Кипр может поехать? Мостовщиков: Запросто. На Кипре рус- скому человеку хорошо. Но недолго. Русский человек не может жить где-нибудь долго.
Арифджанов: Потому что русские — кочевой народ.
Мостовщиков: Потому что русский не приспосабливается ни к каким климатическим условиям.
Арифджанов: То есть русский человек дол- жен жить вахтовым методом? Мостовщиков: Правильный вывод. Но теперь мы должны поговорить о главном. О вещи, за которую все клеймят русский народ, не понимая, что это его преимущество. Русский народ пьет водку.
Арифджанов: Но в этом явное преимущество русского народа. Я тут недавно говорил с Андреем Ивановичем Колесниковым, известным русским журналистом. Он сказал, что водка — это честность русского народа. Вот армянин — он разве может честно напиться? Даже при советской власти в Армении не было вытрезвителей. Или француз? Или американец? Они говорят: «Пойдем, выпьем?» И всегда вот этот малахольный вопросительный знак в конце. В этом проявляется лицемерие других народов. А русский человек говорит: «Пойду напьюсь!» И честно напивается.
Мостовщиков: А я думаю, что по большому счету выпивка — она и ведет к доброте русского народа. Потому что русский человек утром ничего не помнит и поэтому не таит зла ни на кого. Вот у нас есть пример - ныне сельскохозяйственный журналист Михаил Петров. Эталонный русский. Он умеет что? Он умеет петь песню «Болванка вдарила по танку», умеет носить мебель на восьмой этаж и делать заднее сальто в пиджаке и галстуке в бассейн. В чем особенность этогорусского человека? Его приносят часа в два дня в компанию и кладут на диван, а в восемь часов вечера уносят. Он ничего не знает о том, что происходило в это время. Поэтому он добрый и не таит зла ни на кого. Он не просто зла не помнит, он не знает ничего.
Арифджанов: А мой друг, известный журналист Игорь Мартынов, тем не менее считает, что русские - злые люди. Как говорили татары: «Козельск - злой город».
Мостовщиков: Они ему это говорили? Сомневаюсь. Это такая легенда, не соответ ствующая действительности. Вот ты возьми пословицу «Кто старое помянет - тому глаз вон»? Вот если бы русский человек на самом деле мог бы старое помянуть, тогда все русские бы ходили одноглазыми. Но ведь никто не ходит.
Арифджанов: Нет, согласись, какая-то изначальная злоба сидит в русском человеке; Но на то ему и дана водка, чтобы растворить ее. Чтоб не помнить. Потому что ты можешь себе представить, что будет делать трезвый человек? У него - глаз вон. Камень у него будет за пазухой. Вот революция почему произошла? Потому что сухой закон был. Выпить нечего было. Затаили злобу, и получилось нехорошо, неловко. Впрочем, у русского человека есть и другие традиции. Угостить обильно. Потому что степные люди. Разве француз гостя угостит? Или голландец? Даст чашку кофе - и ступай. Дома поешь. Потому что дом-то рядом. А в степи еще неизвестно, доскочишь до кривой сосны, а там и поесть нечего. И скачи дальше.
Мостовщиков: Еще есть традиция на балалайке играть. Матрешки делать.
Арифджанов: Так он их не для себя делает. Ты видел когда-нибудь русского ребенка, чтоб он с матрешкой играл? Ты детям своим покупал когда-нибудь матрешек? Русский делает их, чтоб продать иностранцам. Мостовщиков: Вся русская культура делается для того, чтобы потом продать ее иностранцам. Вот Палех, например. Екель. Балалайки. Балерины Большого и Кировского театров. Ушанки. Знаки отличия Советской Армии. Знамена победителей социалистического соревнования.
Арифджанов: Это послания другим народам, другим цивилизациям.
Мостовщиков: Русский человек это любит. Он ведь всегда закапывал гильзы, капсулы, замуровывал в бетон письма комсомольцам двухтысячного года.
Арифджанов: А может, русские — потомки инопланетян? И это тоже осталось в генетическом коде нации — посылать сообщения и рапорты однопланетникам, которые когда-нибудь вновь прилетят на Землю.
Мостовщиков: А может, русские — это земляне, а остальные, наоборот, инопланетяне. Земля — для русских. Кстати, ты ведь знаком с моей давнишней версией, что вооб ще все придумали русские. Английский язык, например. Это легко доказывается. Ты берешь любой русско-английский словарь и читаешь там, что это издание исправленное и дополненное здесь, в России. Есть конкретные адреса издательств, типографий, вплоть до самых первых, где напечатан словарь - и все они в России! Точно так же, как с так называемыми лицензионными голливудскими фильмами. Там же на коробке по русски написано, что все права защищены. Все на самом деле придумал русский человек, и вообще он большой придумщик. Поскольку мы уже объяснили, что это народ беспокойный, кочевой, ходячий, то мы понимаем, что в оседлых условиях у него усидчивости нет. Он не может долго сидеть на одном месте. Пять часов подряд пришивать пуговицы к «Рибоку» или припаивать детали к магнитофону «Панасоник». Он поэтому посидит немножко, а потом идет на профсоюзное собрание, на митинг, в магазин. Это очень подвижная нация.

 

Арифджанов: Одноразовый народ. То есть блоху подковать — запросто. Это русские. Тупо изо дня в день подковывать лошадей это цыгане. Спутник в космос, Белку и Стрелку, Гагарина — пожалуйста, а «шаттл» многоразовый уже не получается. Фрикции - не русское занятие. Лечь на амбразуру - пожалуйста. Родить мужественно и умереть. Каклосось.
Мостовщиков: Страна однократного подвига. Вот ты заметил, что конвейер — не русское слово? Нет у него ни русского синонима, ни русского аналога. Особое предназначение русской нации - это что-нибудь придумать. А потом все уходят на профсоюзное собрание.
Арифджанов: Согласен. Вот придумали русские социализм. А делают китайцы. Потому что мы поделали, поняли, что возни много, бросили. Долго пришивать пуговицы.
Мостовщиков: Нет, вообще русские — героический народ. Непригодный для употребления в будни. Да, наша баба коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Но ведь не будет же она останавливать всех проскакивающих мимо коней и входить в каждую из горящих по пути следования изб.
Арифджанов: То есть у русских вся жизнь — борьба. Кризисная нация. Походный народ. Смело мы в бой пойдем. Даешь Турксиб. Догоним и перегоним. Прорвемся. Преодолеем кризис.
Мостовщиков: Слушай, я тебя умоляю! Только без этих соплей. Какой кризис? Кризис - это естественное состояние русского народа. Вот финансовое благополучие – это чуждая вещь, я согласен. Вся история свидетельствует о том, что всегда пытались сюда прийти и принести благосостояние. Крестоносцы с тяжелым металлом, французы со своим бланманже и па-де-труа, немецко-фашистские захватчики со своими бургомистрами и старостами. Все закончили позором. Бесполезно сюда лезть с благосостоянием.
Арифджанов: Скорее всего потому, что благосостояние - это вред для ходячего народа. Благосостояние привязывает. Вот ты купил, положим, себе дом и должен сидеть и его охранять. Купил домофон – сторожи его. Нанял охрану - сиди рядом, чтоб ничего не стащила. Видеодвойку, машину. А русский человек должен быть в движении, он не может сидеть на одном месте. У него все гoрит. Поэтому против любого привнесенного благосостояния начинается партизанская война - составы под откос, дефолт, инсайдерские залоговые аукционы, черный пиар, оффшорные зоны и разборки с применением огнестрельного оружия. И в результате все инвесторы уходят по старой Смоленской дороге обмотанные одеялами, замученные дубиной народного гнева и перманентным дефолтом.
Мостовщиков: Поэтому кризис в России — все это полная ерунда. Сам подумай: все говорят про кризис, а в России на самом деле денег по крайней мере в двадцать два раза больше, чем у американцев. Один доллар стоит двадцать два рубля! И говорят, что будет еще больше! То, что там Международный фонд кипятится, так это он по своей вине кипятится - нечего нас допрашивать, куда мы деньги деваем и когда долги отдадим. Куда надо, туда и деваем. Когда надо, тогда и отдадим. Это у них кризис. Пусть нервничают. Русский народ не обязан выплачивать долги за их попытки перевести нас на оседлый образ жизни. Это же они хотели научить нас играть на бирже и пользоваться пластиковыми карточками, это они внедряли в каждый дом сабвуфер, в каждый санузел биде.
Арифджанов: Зачем биде? Я был в Малоярославце, в Тюмени, в Пензе — там нет биде. Я готов отвечать за свои слова. А твейджер? Нужен ли русскому человеку твейджер? Нет, русскому человеку не нужен твейджер. Русскому человеку не нужен мобильный телефон, потому что он сам очень мобилен. Если надо, допустим, поговорить как следует, так он поедет и поговорит там как следует. Так что русские - быстрый, способный к мгновенным передвижениям, не терпящий однообразия восточноевропейский народ.
Мостовщиков: Я думаю, нам сейчас надо сказать главные правильные слова.
Арифджанов: Какие?
Мостовщиков: Какие-нибудь. Плавные.
Арифджанов: Чтобы читатель понял, что они, эти ребята, не шутят?
Мостовщиков: Да.
Арифджанов: Русские спасут мир.
Мостовщиков: Нет, русские не спасут мир, но они совершат прорыв, потому что там у них на Западе все - сплошная технология. Из чего состоит гамбургер — из восемнадцати граммов майонеза, двадцати семи граммов маринованного огурца, котлеты, булочки с тридцатью тремя зернышками кунжута. Как должна работать омароварка, чтобы омар варился одну минуту девятнадцать секунд. Что должна делать женщина, если начальник приглашает ее на обед. У них все расписано. На каждый случай жизни инструкция и закон. А в России нет законов. Только народные приметы и план эвакуации при пожаре. Поэтому только русские могут придумать что-нибудь по-настоящему новое, совершить неожиданный прорыв. А потом вовремя эвакуироваться. Сдал-принял - до свидания.
Арифджанов: Это ты мне?
Мостовщиков: С ума сошел? Ты оставайся, сейчас водки выпьем.
Мостовщиков ушел на кухню.
Арифджанов взглянул в окно. Там он зачем-то насчитал одиннадцать человек и восемь механизмов, продолжавших рыть котлован перед многоэтажным домом. Еще был сварщик, который, глядя сквозь специальное стеклышко, жег металлический прут. Поодаль в Никулинском отделении Сбербанка был перерыв. Из универсального магазина «Московско-Орловский» выходила женщина с тремя пластиковыми пакетами.
Мостовщиковские дети в соседней комнате с криками продолжали делить «Лего». Трактор в окне проехал мимо плаката «Микрорайон # 22. Мы построим вашу мечту!».

   
Журнал «ЭКСПЕРТ» #1 - 2, стр.64-66 18 ЯНВАРЯ 1999 г.
   

 



Hosted by uCoz